Информация об изменениях в системе социального обслуживания населения

Информация об изменениях

в системе социального обслуживания населения в связи с вступлением в действие с 01.01.2015 Федерального закона №442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

С 01.01.2015 вступил в силу Закон об основах социального обслуживания. Он заменяет собой два ныне действующих Федеральных закона: от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Новый Закон изменил систему социального обслуживания.

Причинами разработки и принятия Закона об основах социального обслуживания является стремление в полной мере удовлетворить потребности населения в качественных социальных услугах.

Закон об основах социального обслуживания вводит ряд новых понятий.

Термин "клиент социальной службы" меняется на "получатель социальных услуг" - это гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга (социальные услуги).

Вводится понятие "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", которое включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные потребности.

В новом Законе отсутствует понятие "трудная жизненная ситуация", которое очень широко применялось в практике социального обслуживания. Вместо него вводится понятие "нуждаемость в социальном обслуживании". Гражданин признается нуждающимся в случае, если существуют следующие обстоятельства:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности;

2) наличие в семье инвалида (в том числе ребенка-инвалида), нуждающегося в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством), испытывающего трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, а также отсутствие попечения над ними;

5) существование в семье насилия, внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами, имеющими наркотическую или алкогольную зависимость, пристрастие к азартным играм либо страдающими психическими расстройствами;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

Также в Законе появляется понятие "социальное сопровождение" - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется на основе межведомственного взаимодействия путем привлечения соответствующих организаций.

Согласно новому Закону в систему социального обслуживания входят следующие субъекты:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, - таким органом является Минтруд;

2) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление предусмотренных Законом об основах социального обслуживания полномочий в сфере социального обслуживания, - региональный орган соцзащиты;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - государственные федеральные учреждения социального обслуживания;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, - государственные учреждения социального обслуживания субъекта РФ;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Закон об основах социального обслуживания выделяет три вида предоставления социальных услуг:

1) социальное обслуживание на дому;

2) полустационарное обслуживание - предоставление социальных услуг в определенное время суток;

3) стационарное обслуживание - предоставление социальных услуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании ПСУ в организации социального обслуживания.

Сами же услуги делятся на восемь видов:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности ПСУ в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья ПСУ путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за ПСУ для выявления отклонений в состоянии здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния ПСУ для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности ПСУ, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов ПСУ;

7) услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные - обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, юридической, экстренной психологической помощи (с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей), иные срочные социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется на бесплатной, платной основе и с частичной оплатой.

Тарифы на платные социальные услуги и порядок их взимания должны быть утверждены органами государственной власти субъекта РФ на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

Ключевым элементом социального обслуживания становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Обращаться за получением социальных услуг гражданам с 01.01.2015 г. следует только в территориальный орган соцзащиты (управление социальной защиты населения). Этот же орган решает, признать или не признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и составляет индивидуальную программу, с которой гражданин обращается за обслуживанием к тому или иному поставщику социальных услуг (социальные учреждения). Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы.

Реестр поставщиков социальных услуг ведется в субъекте РФ и размещается на сайте Министерства социальной зашиты населения Московской области. Включение в реестр поставщиков осуществляется на добровольной основе.

С необходимой информацией можно ознакомится на сайте Министерства социальной защиты населения Московской области – www.mszn.mosreg.ru. Дополнительную интересующую информацию можно получить, написав письмо на электронный адрес Дмитровского управления социальной защиты населения Московской области dm5006@mosreg.ru.

 

И.о.начальника Дмитровского УСЗН                 И.В.Складчикова

 

 

Корнилова С.М

222-38-05

  Презентация (скачать)


← к списку новостей