Минер с девичьего тральщика

В истории военных флотов не было случая, чтобы под боевым флагом ходил корабль, где командир и матросы – женщины. Но во время Великой Отечественной войны Нарком Военно-Морского Флота в порядке исключения нарушил традицию: на Волжской флотилии такой экипаж был сформирован из девушек-комсомолок и успешно вёл боевое траление фарватеров великой русской реки. Минером  на небольшом буксирном теплоходе №12, возведенным в ранг  тральщика №611, была наша яхромчанка – Анна Тарасова.

Фронт приближался к Подмосковью. Город Яхрома оделся в военную форму, ожидая врага. Одни предприятия в кратчайшие сроки осваивали выпуск новой  продукции, другим предстоял дальний путь. И срывались, точно листья, с деревьев первой боевой осени, с обжитых мест заводы и отправлялись на восток.

Последовать примеру  товарищей вязальщица прядильно-ткацкой фабрики Анна Тарасова отказалась. Вместе с другими девчатами рыла окопы, морозной зимой, утопая по пояс в сыпучем снегу, валила лес, устраивала противотанковые заграждения, а весной добровольно ушла на фронт.

Фронт для Тарасовой начался далеко не так, как она его представляла. Уже и лето минуло, опять посыпались листья, которые вновь завалил снег, а фронт был все тем же тылом, где курсант Тарасова училась в школе военных моряков. И хотя назначение тоже было не в район боевых действий, оно обрадовало, а новый курс наук усваивался быстро. Стояла весна 1943 года. И была Волга, недавно очищенная от врага, но не очищенная от мин. И хотя рогатых вестников смерти давно унесло течением на юг, другая, невидимая с кораблей смерть поджидала на дне реки, в любую минуту готовая подключить свой адский механизм и наказать смельчака.

Закон военного времени суров – навигацию на Волге следовало открыть в срок, несмотря на еще нередкие налёты вражеской авиации, трудности укомплектования экипажей и многое другое.

По утрам тральщики покидали рейд, и, как пахари, бороздили и бороздили отмеченный на карте квадрат. Пока за кормой баржи, которую тянет тральщик, не поднимется столб воды.

Уходили тральщики с рейда. Один, другой, третий и вместе с ними №611. Обыкновенный довоенный буксир, «приодетый» специальной техникой и пулемётом, но с необыкновенным экипажем – девичьим, где командиру Антонине Куприяновой было только 19 лет. Моторист Агния Шабалина, пулемётчица Вера Чапова,  командир Евдокия Порхачева и минер Анна Тарасова. Этот экипаж уже успел завоевать уважение командования.

Анна Федоровна вспоминала, как  рвался на задание молодой украинец, командир другого тральщика, и удержать его было невозможно. Потом где-то вдали ухнул взрыв, и вниз по течению проплыло расшитое петухами полотенце…

А девчатам приходилось спасать от пожара баржу с горючим, ликвидировать аварию на своём тральщике, когда после взрыва вода хлынула в отсеки, заглох мотор, и корабль течением потянуло туда, где дно таило новые опасности. А когда все беды  остались позади, и судно вернулось на рейд, их уже считали погибшими.

Наверное, любой воспримет первое задание самым сложным. Обыкновенная лодка с матросом на вёслах и девушка одну за другой, точно вёдра, перекувыркивает через борт 40-килограммовые  глубинные бомбы. Это было весной сорок третьего, а через год дивизион, как успешно выполнивший боевое задание, расформировали.

Всё послевоенное время Анна Фёдоровна Телицына (Тарасова) жила в Яхроме и работала на  авторемонтном заводе.

 

Материал подготовлен ДК «Яхрома»

по просьбе родственников А.Ф. Телицыной (Тарасовой)



← к списку новостей