Богородичная Пасха

28 августа православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. Празднику предшествовал короткий (всего 2 недели), но строгий пост. Этот период в народе издавна называли Госпожинками, а сам праздник Успения – Богородичной Пасхой.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Только апостол Фома, как гласит предание, опоздал к погребению на три дня. Много скорбел и плакал по этому поводу и очень жалел, что не был удостоен Ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но... тела Девы Марии там не оказалось. Они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

В день Успения мы словно говорим «Богородица умерла». После этих слов и этой точки праздник возможен только в том случае, если совершилось еще что-то. Иначе особого праздника бы не было. Однако само слово «успение» (засыпание, сон) — не столько синоним, сколько антоним слова «смерть». Смерти нет. Это лейтмотив не только Пасхи, но и Успения. Мертвые лежат в гробах, а уснувшие просыпаются полными сил и радуются новому дню.

Вспомните: на панихиде диакон или священник просит о тех, кого уже нет с нами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом твоим…»  «Вечный покой» — это не холодная неподвижность трупа, а спокойствие живого, которого уже не терзают многочисленные страсти. Когда-нибудь и о нас попросят, чтобы смерть стала безмятежным сном, за которым последует радостное пробуждение навстречу новым горизонтам. Уверенность в том, что только так и должно быть, звучит в тропаре Успения Божией Матери: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Гроб и смерть не смогли удержать Ту, Что дала человеческую жизнь Истинной Жизни. Дева Мария — не сверхчеловек, Она — Одна из нас. Значит, и для нас возможны и блаженное успение, и жизнь бесконечная.

(По материалам православных СМИ)




← к списку новостей