Просвещение и величие

28 июля (или 15 июля по юлианскому календарю) Россия празднует День Крещения Руси, одно из ключевых событий русской истории, во многом определившее культурную самобытность и весь путь дальнейшего развития нашего народа.

Это день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В 988-м году он принял крещение сам, крестил киевлян в водах Днепра, а после и жителей остальных городов Древней Руси. Конечно, дата во многом условна, она дана в пересчете на современный календарь. Также у историков нет единого мнения насчет того, было ли это именно в 988-м году, чуть раньше или чуть позже. Да и строго говоря, крестить сам Владимир не мог, это делали батюшки. Но в любом случае, этот шаг ознаменовал переход государства от язычества к православному христианству. Русь языческая стала Русью православной.

Однако христианство никак нельзя назвать новым и неизвестным для Руси конца Х века. Первым массовым крещением народа Руси считается так называемое «Фотиево крещение», когда «так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды», как писал Патриарх Фотий в своем «Окружном послании» 867-го года. Тут можно вспомнить, например, дружину князя Игоря, часть которой приносила клятву еще языческим богам, а часть уже Единому Богу. Равноапостольная княгиня Ольга также была крещена задолго до 988 года. Так что к моменту крещения Руси христианство и язычество сосуществуют на Руси минимум полтора столетия. 

Многие неоязычники и псевдоисторики пытаются представить крещение Руси навязыванием чуждой славянам веры, чаще всего ссылаясь на фразу «крестить огнем и мечом». Да, такая фраза есть. Правда, восходит она к одному-единственному и многократно уличаемому в подложности тексту т.н. «Иоакимовской летописи», где идет речь о крещении Новгорода. Если кратко, то там описываются следующие события. В город прибыли священники с княжеским воеводой Добрыней, чтобы крестить новгородцев. Заметим, что среди горожан уже были христиане, и имелась церковь, но были и язычники, часть которых не пожелала креститься и заградилась на одной стороне реки. Священники не стали настаивать, а начали проповедь на другой стороне, где крестили сотни людей. Язычники же, подстрекаемые жрецом Богомилом, начали нападать на христиан, грабить и убивать их, разрушили церковь, убили жену Добрыни, жившую в Новгороде. Естественно, воевода, как представитель власти, вынужден вмешаться, чтобы остановить разбой и грабежи. То есть дело было вовсе не в насильственном крещении.

Тогда как объяснить массовое добровольное крещение славян-язычников? Ответ кроется в коллективном характере славянского язычества. Выживание общины тысячу лет назад зависело от слаженных действий всех её членов, что проявлялось не только в обороне от врагов или добычи пропитания, но и в области верований. Гнев богов, вызванный нарушением запретов или непочтительным поведением одного конкретного человека, мог стать причиной неурожая, пожара или падежа скотины, что уже несло опасность для всей общины. А потому язычник, как член общины, не был волен выбирать веру или отдельные её положения по своему усмотрению. Всё определялось коллективно. Об этом свидетельствует и «Повесть временных лет» (XII век): «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Конечно, нам известны такие, хотя и не многочисленные случаи, когда отдельные языческие поселения действительно отказывались креститься. Такими городами были, например, Ростов и Муром, населенные в ту пору финно-угорскими народами. Условия мирного сосуществования были простые – исполнение закона. Если язычники не учиняли разбоев, то их не трогали и даже защищали: «Обидел кого, даже язычника, епитимьи (церковное наказание) 18 дней. Пихнул кого, даже язычника, епитимья до вечера; ударил по лицу – епитимья 12 дней», - читаем мы в «Послании Иакова Черноризца к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу». Такой подход сильно удивлял иностранцев, немецкий хронист Инфлянт даже писал в XIII веке, что «у русских царей есть обыкновение, когда они захватывают какой-нибудь народ, не приводить его к вере христианской, а заставлять платить себе подати и налоги». Так что стремления любой ценой крестить язычников на Руси не было.

Но, в таком случае, какова роль крещения Руси в истории нашей цивилизации? Для чего Владимир крестил Русь? Советская, атеистическая наука видела в этом, прежде всего, объединяющую роль. Единая вера для всех концов русской земли скрепляла государство лучше, чем язычество, при котором каждый край поклоняется своему богу. Причем единая вера позволяла русским землям объединяться даже после сотни лет раздельного существования в виде отдельных княжеств под монгольской пятой. Также важным стало знакомство с античной и средиземноморской культурой и наукой. У академика Б. Рыбакова читаем: «Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и её положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей».

А для самих христиан Крещение Руси, конечно же, стало началом пути ко спасению и радостью от соприкосновения с живым истинным Богом.




← к списку новостей